Финансовые новости
Банки ожидают массовый невозврат по автокредитам в 2009 году
По данным одного коллекторского агентства доля долгов в портфелях должников по автокредитам сегодня распределяется следующим образом: около 15% принадлежит просроченным задолженностям, около 30% - тем, кто в принципе отказывается платить и 55% - добропорядочным заемщикам без средств.
Точной статистики банки пока предоставить не готовы. Однако, как рассказал руководитель управления кредитования и страхования группы компаний «Автомир» Иван Романов, банки предлагают автодилерам схемы продажи таких авто. "Главным камнем преткновения это вопрос об оценке данных автомобилей, - комментирует эксперт. - Банки при оценке автомобиля ориентируются на сумму долга заемщика , а автосалоны на его реальную рыночную стоимость . А вот здесь найти сумму, устраивающую обе стороны, достаточно сложно".
По мнению экспертов из компании «АвтоСпецЦентр», пик невозврата кредитов по автокредитованию придется на конец первого – начало второго квартала. Еще порядка трех месяцев потребуется на оформление юридических процедур, связанных с реализацией залогового имущества.
Опасность таится в том, что, даже после возврата автомобиля в банк, в сегодняшней ситуации клиент может оказаться все равно должен. "Есть автомобили, по которым имеется просроченная задолженность в USD, с учетом выросшего курса, нынешняя рыночная стоимость автомобиля не может в полном объеме покрыть остаток задолженности, - рассказывает заместитель генерального директора по кредитованию "Независимость-Финсервис" Сергей Цацулин. - В итоге, у клиента может остаться частичная задолженность перед банком даже после реализации автомобилей"
Поскольку в ближайшей перспективе неплатежеспособность населения по автокредитам будет только расти, поток заложенных авто к реализации будет увеличиваться, - считают в Альфа-Банке. Увы, фактически потребитель, не способный платить по кредиту, практически всегда останется в убытке. Поэтому заемщики предпочитают договариваться с банком и продавать машины у дилеров. В тоже время при взыскании в судебном порядке приставы взимают от суммы взыскания около 7 % от стоимости проданного автомобиля".
Тем не менее, дилеры уже готовятся к появлению "кредитных" автомобилей. В частности, некоторые компании уже проводили консультации с банками относительно алгоритма взаимодействия в таких ситуациях, обговорили финансовые условия. "С каждой сделки дилер будет получать фиксированную маржу, - рассказывают в "АвтоСпецЦентре". - Параллельно мы готовим новые площадки для реализации автомобилей с пробегом". По мнению И. Романова, клиенты заинтересуются данными автомобилями, если их цена будет ниже рыночной на 10-20%.
Так или иначе, банки в сегодняшних условиях готовы идти на любые уступки, в том числе, на замораживание процентов, лишь бы отыграть стоимость автомобиля. "Если клиент абсолютно точно не сможет возобновить погашение автокредита в обозримом будущем, то мы рассматриваем различные варианты продажи кредитного автомобиля, - говорят в банке Авангард. - В том числе, возможен вариант, когда клиент сам ищет на него покупателя. Не стоит забывать, что банк – не автосалон и не занимается продажей автомобилей, и поэтому в интересах банка способствовать тому, чтобы автомобиль был продан быстро и, в тоже время, за адекватную цену".
Что касается интересов рядовых потребителей, дилеры считают, что покупка "кредитного отказника" может оказаться выгодным приобретением. Машина получается относительно новая (преимущественно поступят автомобили 1-2 лет), 100%-ая гарантия юридической чистоты автомобиля и сделки купли-продажи, полный комплект документов и т.д. Кроме того, дилеры уверены, что автомобили должников будут продаваться с существенным дисконтом – ведь банки будут заинтересованы в скорейшей реализации предмета залога и не станут "биться" за максимальную цену. Так что те, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом, в скором времени получат вариант альтернативный покупке автомобиля с рук.
12.02.2009
Источник: Автоновости