Финансовые новости

Клиентов банков защитит кодекс потребительского кредитования


Ассоциация региональных банков России разработала "Кодекс ответственного потребительского кредитования", согласно которому кредитные организации "торжественно клянутся" не обманывать и не вводить в заблуждение своих заемщиков.

Как сообщил глава ассоциации Анатолий Аксаков, в разработке документа приняло участие несколько крупных российских банков. Идею поддержали ЦБ, Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития. В кодексе всего 41 пункт, 6 из которых посвящено страхованию при ипотечном кредитовании. В основу документа легли стандарты "ответственного кредитования", которые применяет сегодня один из крупнейших иностранных банков, вышедший несколько лет назад на российский рынок. Он обкатал эти стандарты на 55 странах.

Банки обязуются не вводить в заблуждение существующих и потенциальных заемщиков, не утаивать, а наоборот, предоставлять полную и достоверную информацию об условиях и требованиях кредита. При этом все рекламные материалы, отчеты по использованию карты, выписки по счетам и т.д. должны "излагаться ясным и доступным языком". А все условия договора прописаны шрифтом одного размера. В договоре станут письменно указывать самые важные условия: сумма, полная стоимость и срок кредита; график и способы погашения, размер годовой и эффективной процентной ставки, размер ежемесячного платежа, все виды и размеры комиссий, санкций, пенни и штрафов. При продаже дополнительных кредитных продуктов "ответственный кредитор" должен адекватно оценивать кредитоспособность клиента, чтобы долговое бремя не легло на него непосильной ношей. А еще банк не сможет менять существующие условия договора без письменного согласия клиента.

Нетрудно заметить, что кодекс во многом повторяет недавно вступившую в силу норму по обязательному раскрытию банками эффективной процентной ставки. Впрочем, разработчики говорят, что он их лишь дополняет. Аксаков сообщил, что уже сейчас к кодексу готовы присоединиться 10 кредитных организаций.

Кроме того, сейчас активно обсуждается идея введения института омбудсмена. Как в Великобритании и Германии, где "обиженный" заемщик может напрямую обратиться к "защитнику", принимающему решение в пользу одной из сторон. При этом, по словам Аксакова, "банк в любом случае не обращается в суд, т.к. решение этого человека для него как закон". Например, в Германии таких людей трое. "Думаю, что эту норму мы внедрим при ассоциации, - сказал Аксаков. - Это должен быть человек, умудренный опытом, имеющий авторитет и знающий рынок... Когда я думал о таком человеке, то первая фамилия, которая пришла мне в голову, - Виктор Геращенко".

23.04.2008


Источник: Московский комсомолец




Телеграм-канал ComBanks   Твиттер ComBanks